воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Образ в фотографии



Нетрудно заметить, что образы нас окружают повсюду: герои книг, картин, художественных фильмов, мультфильмов рекламных плакатов, и т.д. Глядя на них, человек выделяет самое основное, многие детали даже не замечаются, внимание на себя обращает все самое характерное. Образ воспринимается в целом, запоминается надолго и его спутать ни с чем нельзя.
  Главное, чтобы в вашем кадре образ был подобран и передан убедительно, и он соответствовал тому объекту, который вы снимаете. Если фотография «захватила», то ее захочется показать всем  – друзьям, близким, выставить в Интернете, такие снимки не стареют и будут интересны через пять и двадцать пять лет.
   Не стоит в погоне за тем, чтобы всех удивить, вызвать необычную реакцию, привлечь к себе интерес создавать резко негативные, уродливые и даже страшные образы. Такие фотографии долго не живут, проходит первое шоковое впечатление и все – больше людей к ним не тянет. Подсознательно человек стремится к красивым, гармоничным, веселым и успокаивающим сюжетам. Поэтому, даже если в кадре лишь одна деталь может вызвать неприязнь – какая-то часть фона, предмет, выражение лица, неряшливость, слишком много черноты и т.д., исключайте сразу.
  Создание образа в фотографии это не всегда элемент случайности. С помощью определенных приемов вы сможете конструировать нужный вам образ, рисовать его в кадре так, как вы планируете, каким видите его сами в вашем воображении.
   В основном это, конечно, портретная съемка, но не всегда – может быть и предметная и даже абстрактная фотография.
   Не обязательно, чтобы на снимке оказалось много деталей, конкретики – нередко достаточно намека, узнаваемости, общих характерных штрихов. Остальное достроит сознание зрителя, воспитанного на обилии зрительной информации, идущей отовсюду. Все недостающее зритель дорисует, достроит, дофантазирует, вам достаточно создать обобщенный образ.
   Со временем, когда вы наберете некоторый опыт съемки людей, вы научитесь «открывать» человека для себя, проявлять характер, притаившийся за какой-либо внешностью, определять психологические особенности. Здесь поможет не столько общение, сколько внимательное наблюдением за человеком, его манерами, привычками. В идеале надо поймать тот единственный момент, когда человек проявляет характер наиболее ярко.
  Когда на человека направлен объектив, он всегда немного «играет», получается не совсем то поведение, которое было бы, если бы не присутствие камеры. В данном случае iPhone дает огромнейшее преимущество – если быть честным, никто как серьезную камеру его не воспринимает, кого сейчас удивишь телефоном в руках. Так это же хорошо!    Это просто замечательно, что человек может забыть, что вообще-то его фотографируют. Так как человеку свойственно часто переключаться, мысли всегда скачут, то он очень быстро «уйдет» от того, что удерживает фотосессию во внимании. Именно в такие минуты, когда он «переключился» на то, что его больше всего волнует, обычно и удается поймать лучшие, наиболее характерные и естественные моменты. 
   Если вы научитесь замечать такую маску, которую человек пусть даже несознательно натягивает на себя перед камерой и немного «играет», то это даст вам возможность делать удивительные и естественные снимки. Вот именно здесь и стоит остановиться подробнее.
Для того чтобы сделать кадр – создать нужный вам образ, времени у вас совсем немного. Люди долгое время не могут позировать, ведь они не профессиональные модели. Их максимум хватит на полчаса, когда у них есть настроение немного «поиграть». Здесь важно сделать вид, что съемка собственно закончена, остальное так, между делом, все снято и на всякий случай iPhone в руках. Переключитесь на другую тему, а лучше, чтобы человек занялся чем-то другим. Опять-таки, преимущества iPhone огромны – вы можете сделать свой самый лучший снимок, и модель вообще ничего не заметит. В данной ситуации большая камера вас выдаст.
  Для зрителя такой кадр будет казаться, что вы его сделали случайно, хотя на самом деле вы можете потратить много времени на общение с человеком, наблюдать за ним, ждать, сделать несколько дублей.
  Не обязательно, чтобы человек на снимке оказался в движении, в порыве, размахивал руками и т.д. Все зависит от характера, манер, внутреннего мира человека. Главное, чтобы человек проявил наиболее характерный момент. Здесь на помощь может прийти нужное освещение, ракурс, композиционное решение. Иногда такие кадры делаются быстро, без размышлений – подсознание подсказывает как снимать. Причем не все заранее можно спланировать, просчитать и выстроить в кадре. Нередко элемент случайности оказывается очень кстати, и это не самое худшее решение. Бывает так, что этот момент длится очень короткое время, его едва хватает, чтобы сделать единственный снимок.
  Когда человек в момент съемки смотрит в сторону камеры, соответственно зритель, глядя на фотографию, тоже «общается» с человеком. Но здесь не достаточно просто смотреть в камеру, взгляд может быть полностью «отсутствующим», ни о каком контакте речи быть не может – пустой взгляд и все, нет образа. Здесь важно поймать удачное выражение лица, следить за мимикой, жестами, поворотами и наклонами туловища, головы.
  Если взгляд человека направлен в сторону,  ощущение непосредственного контакта исчезает. Снимок выглядит так, словно портретируемый «ушел в себя», он находится где-то далеко.
   Если на снимке человек не видит, не знает, что его фотографируют, то, скорее всего, не будет и прямого контакта со зрителем. Общение зрителя с человеком на снимке уходит. Образ становится отдаленным, «ушедшим в себя»,  замкнутым. Человек может смотреть в сторону камеры, но мимо и тогда пусть даже человек стоит напротив камеры, взгляд ушел буквально на «пару миллиметров», он уже здесь отсутствует, он уже где-то далеко.
   Не стоит забывать и об окружении, уделяйте внимание фону. Предметы, свет, цвет, все это должно работать на образ. Жизненное пространство, окружающая обстановка может гармонично дополнять образ, а не просто служить случайным фоном. Если фон неудачный, вам не нравится, сведите его к минимуму. Подойдите ближе, измените точку съемки, пусть фон останется минимальным в кадре.
   Пространство может создавать у зрителя определенные психологические и общественные ассоциации.   К примеру, углы, теснота в кадре, вызовут ощущение скованности, зажатости, придавленности. Нередко в кадре оказывается окно, дверь, занавес, проем и т.д. Это позволяет разграничить пространство, передать переход от внутреннего мира к внешнему. Если представляется возможным, старайтесь избегать острых предметов, углов, ломаных линий. Овалы, окружности, плавные изгибы воспринимаются более гармонично.
  Разумеется, образ можно не только увидеть, заметить, но и создать. Причем, используя уже существующие. Посмотрите фотографии других, поищите в Интернете наиболее привлекательные снимки.
  Перед тем, как снимать, вы можете заранее придумать образ, примерить его к модели, пофантазировать,  подумать как вы хотите сфотографировать того или иного человека.
    В зависимости от человека, его характера вы можете подобрать одежду и окружение. На снимках люди могут самыми разными – от улыбчивых и романтичных до грустных, мужественных и восторженных.  Постарайтесь немного «вытянуть» образ, импровизировать и доработать все так, чтобы образ воспринимался с интересом, легко и радостно, чтобы он притягивал.
   Каждый образ нужно примерить к конкретной ситуации, конкретной личности,
учитывая черты лица, особенности фигуры, внутренний настрой. Если настрой, взгляд, движения, жесты, мимика создадут отличное настроение от того образа, который вы задумали, то снимок окажется неудачным. Очень важно увидеть – уютно ли человеку в том образе, который вы собираетесь создавать. Искусственно натянутый и явно чуждый образ будет сразу виден на снимке.
    Во время съемки старайтесь обращать внимание на мелочи, даже, если все подобрано идеально, но, например, со шляпы свисает нить, пересекающая зрачок или под глазами неудачные тени, либо рука срезана неудачно – все впечатление будет испорчено.       Натянутое, неестественное выражение лица также не улучшит снимок.  Слишком яркий фон может «убить» все настроение. Фотография должна вызывать из памяти воспоминание, саму жизнь или кадр из фильма, в котором актеры стараются и перевоплощаются, тогда снимок не будет выглядеть явно постановочным. Например, если вы создаете образ серьезного, волевого, решительного человека, а глаза улыбаются, то снимок явно будет неестественным.
   Не всегда получается угадать нужный образ, можно «примерить» несколько, попробовать разные. Здесь пригодится ваша смекалка, активней используйте всевозможные предметы, вещи и, конечно же, настроение человека, которого вы будете снимать.
   Если снимаете женщин, используйте нейтральный макияж, это позволит за короткое время использовать и примерить разные образы. Чтобы создать действительно впечатляющий образ, макияж придется делать только под него, универсальности  здесь не место.
     В нашей жизненной реальности чаще всего встречаются образы офисных работников, деловых людей, бизнесменов.  Если вы снимаете портрет в этом стиле, то соответственно будет логично, если на человеке, которого вы снимаете, будет соответствующий костюм, прическа, очки, телефон и т.д. Совсем не обязательно снимать все в строгом соответствии с образом, что-то можно усилить, где-то можно немного поэкспериментировать и направить снимок в более эмоциональное направление, добавить юмор в кадр.
  Увлеченный фотограф это художник, при желании вы с помощью подбора одежды, окружения, позы, изменив макияж, свет, подобрав аксессуары, легко можете изменить возраст модели.
  Снимая детей, можно нарядить их в соответствующие костюмы, пофантазировать и подобрать окружение, реквизит.  Чтобы создать, например, деревенский образ, вы можете взять на время одежду у знакомых или знакомого сотрудника дома культуры или музея, вставить цветок или соломинку в волосы, с ярко подкрасить щечки, снять человека с босыми ногами, сделать косу в прическе. Кроме того, неплохо добавить в кадр глиняную посуду, лапти и т.д. Такой снимок будет смотреться приятнее, если вы сфотографируете человека на лоне природы. Хорошо, если удастся выехать на дачу, в деревню.
  Мужской портрет можно сделать в военном стиле, здесь подойдет, например, военная форма, оружие, жесткий свет.
Если вы не до конца представляете себе нужный образ, соберите всю необходимую информацию, посмотрите работы других фотографов, изучите справочники, энциклопедии и т.д. Распечатайте несколько наиболее понравившихся вам кадров других фотографов, покажите их модели перед съемкой.
   Смело используйте образы из сказок, кинофильмов, книг и других источников. При этом обратите внимание на позы, в которых обычно изображают тот персонаж, который вы выбрали. Также и ракурсы – обратите внимание, что герои сказок, фильмов чаще предстают перед зрителями в одних и тех же ракурсах, когда они смотрятся наиболее выигрышно.
    Если человек найдет подходящий ему образ, который ему нравится и в котором он в мечтах себя видит, то он сыграет его великолепно, ваша задача сделать удачные кадры. При этом не помешает двойная фантазия – как фотографа, так и модели.
Каждому образу желательно подобрать свой свет: кому-то подойдет мягкий свет, кому-то резкий.




Комментариев нет:

Отправить комментарий